Установка датчика вентилятора на корпус двигателя. Диагностика и замена датчика включения вентилятора без посторонней помощи. По какому принципу действует, условия срабатывания

Содержание
  1. Установка датчика вентилятора на корпус двигателя. Диагностика и замена датчика включения вентилятора без посторонней помощи. По какому принципу действует, условия срабатывания
  2. Немного теории
  3. Причины поломки вентилятора
  4. Проверка датчика
  5. Замена
  6. Замена без слива ОЖ
  7. Функции.
  8. Где находится?
  9. По какому принципу действует, условия срабатывания.
  10. Техосмотр и выявление неисправности.
  11. Как проверить датчик включения вентилятора?
  12. Проверка для ВАЗ 2110.
  13. Проверка по соотношению сопротивления и температуры.
  14. Проверка без использования термометра.
  15. Как определить, что ДВВ нуждается в замене?
  16. Видео инструкции.
  17. Функции датчика вентилятора
  18. Вариант схемы включения без реле
  19. Схема включения при помощи реле
  20. Как проверить датчик?
  21. Проведение замены
  22. Включение вентилятора с помощью кнопки
  23. Две скорости в вентиляторе: реализация
  24. Заключение
  25. Датчик включения вентилятора охлаждения в карбюраторных автомобилях
  26. Эксплуатация вентилятора охлаждения в инжекторных автомобилях
  27. Замена датчика включения вентилятора на «десятке»
  28. Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле
  29. Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора
  30. Устройство и принцип действия воскового ДВВ
  31. Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора
  32. Устройство и принцип действия электронных ДВВ
  33. Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора


Установка датчика вентилятора на корпус двигателя. Диагностика и замена датчика включения вентилятора без посторонней помощи. По какому принципу действует, условия срабатывания


Каждый водитель знает, что перегрев двигателя — это очень плохо. Ни к чему хорошему он привести не может. Дабы обезопасить мотор от перегрева, автомобили оснащаются вентиляторами охлаждения радиатора. Причем порой он далеко не один.

Сегодня поговорим об очень важном элементе охлаждения — датчике вентилятора. Он отвечает за своевременное включение этого охлаждающего устройства, предотвращая нежелательный перегрев.

Немного теории

Характеристика

Пояснение

Расположение

Располагается датчик в радиаторе печки. Определить, что перед вами именно он, не сложно, поскольку в радиаторе это единственный элемент, к которому подключены провода. А если взять ключ на 30, то только датчик имеет соответствующий размер крепежа.

Температура срабатывания

Датчики могут иметь разные температурные пределы. Но для ВАЗ 2114 включение происходит при 102-105 градусах Цельсия, а выключение — при 85-87 градусах. При выборе нового измерителя, ориентируйтесь на тот, который вышел из строя, либо приобретайте с показателя включения и выключения 102 и 87 градусов соответственно

Принцип действия

Внутри датчика имеется специальная контактная группа. При нагреве ОЖ в радиаторе эта группа греется и расширяется. Когда расширение доходит до определенного предела, происходит замыкание контактов, они передают сигнал на проводку и вентилятор включается

Причины поломки вентилятора

Есть ряд причин, из-за которых датчик вентилятора может в итоге выйти из строя помимо датчика. Потому их предварительно следует исключить, чтобы убедиться — датчик всему виной.

К причинам отказа в работе вентилятора относят:

  1. Вышел из строя вентилятор. Он может износиться, потерять целостность, получить механические повреждения. Заменить его будет дороже, если сравнивать с датчиком, но выбора нет.
  2. Оборвалась цепь. При проверке датчика обычно применяют метод замыкания двух его контактов. Но если цепь проводки имеет повреждения, это сделать не удастся, а всю вину по неопытности свалят на регулятор.

Если проверка контактами не дала результата, вентилятор не реагирует, попробуйте подключить его контакты напрямую к аккумуляторной батарее.

Проверка датчика

Плюс обязательно следует проверять новый датчик перед его установкой. Это позволит убедиться в его работоспособности. Сегодня подделок достаточно много на рынке, потому всегда есть шанс приобрести не качественный датчик вентилятора.

Для проверки вам понадобится определенный набор инструментов и материалов, куда входят:

  • Емкость;
  • Вода;
  • Охлаждающая жидкость;
  • Термометр;
  • Мультиметр.

Приступаем к проверке.

  1. Налейте воду или обычную охлаждающую жидкость в подготовленную емкость.
  2. Опустите в нее датчик резьбовой частью.
  3. Клемму мультиметра соедините с контактами регулятора. Измерительный прибор должен стоять в режиме замера сопротивления. Хотя если мультиметр имеет функцию прозвонки, тогда выбирайте его.
  4. Поместите в жидкость термометр.
  5. Нагрейте воду.
  6. Когда температура жидкости достигнет температуры срабатывания регулятора (92 градуса по Цельсию), контакты должны замкнуться, а мультиметр начнет пищать.
  7. Если этого не произошло, датчик действительно не работает и ему требуется сменщик.

Если вы приобрели нерабочий регулятор, обязательно отправляйтесь в магазин и требуйте замены или возврата денег. Но только при наличии чека. Лучше приобретать запчасти в специализированных, хороших магазинах. Риск попасть на подделку там меньше.

Замена

На инжекторном двигателе, который буквально переполнен всевозможными датчиками, порой требуется уделить внимание регулятору включения вентилятора. Если проверка показала, что устройство вышло из строя, не остается ничего другого кроме как провести процедуру замены.

Работа предполагает потребность всего в нескольких инструментах и материалах:

  • Накидной ключ на 30 миллиметров;
  • Тара для слива жидкости охлаждения;
  • Сухие тряпки.

Подготовив все необходимое, можно приступать к замене.

Первоочередная задача — дать двигателю остыть. Работать на холодном двигателе удобнее и безопаснее. Если горячая охлаждающая жидкость попадет на кожу, ожогов не избежать.

  1. Для замены вам не потребуется смотровая яма или эстакада. При подобных работах данные элементы не нужны. Подойдет простой гараж.
  2. Отключите от аккумуляторной батареи минусовую клемму.
  3. Слейте из радиатора всю охлаждающую жидкость. Из блока цилиндров ОЖ не сливайте, в этом нет необходимости.
  4. Демонтируйте пробку с расширительного бачка охлаждающей системы вашего инжекторного двигателя.
  5. Чтобы слить тосол или антифриз, открутите сливную пробку на радиаторе. Найдете вы ее снизу радиатора, а для демонтажа не потребуется инструмент. Пробка легко выкручивается вручную.
  6. Под сливное отверстие подставьте заранее подготовленную емкость, куда ОЖ будет стекать. Дождитесь, пока течь жидкости полностью не прекратится.
  7. Если вы хотите этот же тосол затем залить обратно, возьмите чистую емкость. Если же ОЖ достаточно старая и нуждается в замене, тогда чистота тары не имеет значения.
  8. Вверните пробку обратно.
  9. Отключите контакты от датчика вентилятор.
  10. С помощью ключа на 30 миллиметров откручивается регулятор.
  11. Крутите осторожно, дабы не повредить пластиковую емкость радиатора.
  12. Вкрутите на место старого новый регулятор. Обязательно вставьте медную прокладку под новое устройство.

  1. Верните на место электропроводку регулятора вентилятора.
  2. Залейте в расширительный бачок слитый заранее тосол или антифриз.
  3. Выполните продувку системы, чтобы избежать образования воздушных пробок внутри системы.
  4. Верните на место минусовую клемму аккумулятора.
  5. Включите силовой агрегат, прогрейте его некоторое время, чтобы убедиться в работоспособности нового датчика.
  6. Если при нагреве до нужной температуры датчик опять не срабатывает, следует проверить остальные элементы, которые могут быть причиной такого поведения системы охлаждения.

Замена без слива ОЖ

Если вы не хотите тратить много времени на замену датчика на своем ВАЗ 2114, можно обойтись без процедуры слива жидкости охлаждения.

Замена регулятора включения вентилятора без этапа слива ОЖ требует наличия опыта и определенных умений. Потому новичку такой способ ремонта применять не рекомендуется.

  • С помощью ключа на 30 миллиметров начинайте откручивать старый датчик, но не до конца.
  • Подготовьте новый датчик.
  • Одной рукой выкручивайте до конца старый регулятор, а второй быстро вставляйте новый.
  • При этом определенная часть тосола вытечет, но это не страшно.
  • После замены обязательно тщательно протрите все участки возле регулятора с помощью сухой ветоши.
  • Убедитесь в отсутствии течи после установки нового устройства.

Завершив работу, тщательно оботрите автомобиль, чтобы ОЖ не оставалась на двигателе и его компонентах. Особенно это касается резиновых и пластиковых элементов.

Во время эксплуатации транспорта важно уделять внимание температурному балансу его двигателя. Из-за перегрева может возникнуть целый ряд повреждений, требующих ремонта и связанных с этим затрат. Избежать возможных неприятностей позволит бесперебойная работа охлаждения, где важную функцию выполняет датчик активации вентилятора.

Функции.

Элемент выполняет функцию термостата, но главным его предназначением является защита силового узла транспортного средства от излишнего разогрева. Когда прогрев достигает определенного уровня, нужно передать сигнал к ЭБУ для включения вентилирующего устройства.

Каким образом работает эта система? Охлаждающей жидкости передается значительный объем вырабатываемой энергии. В ходе этого постепенный ее прогрев становится неизбежен. Жидкость существенно нагревается, после достижения t ° критической для состояния двигателя, термоэлементом подается команда электронному блоку автотранспорта.

Это приведет к запуску процесса охлаждения. Мощные воздушные потоки поступят на радиатор. ОЖ будет ускоренно возвращаться нормальное состояние.

Где находится?

Важно регулярно осуществлять осмотр машины, уделяя внимание состоянию термодатчика. Обнаружить его несложно, так как он закреплен в радиаторе. Более конкретное расположение указать невозможно, есть вариативность в зависимости от марки авто, модели, года производства машины. Например, элемент иногда встраивается в левой или правом отсеке бачка радиатора, сверху или снизу.

Опознать его в радиаторе можно без особых сложностей, так как это единственный элемент, к которому присоединены провода.

Также отличить поможет гайка с крупной головкой, которая отворачивается при помощи ключа на 30.

По какому принципу действует, условия срабатывания.

Термодатчик обладает относительно простой конструкцией, одним из основных элементов которой является контактная группа, расположенная во внутренней части узла. Когда t ° достигает заданного предела, под действием нагрева расширяются контактные элементов, они соприкасаются.

Затем электросигнал направляется на ЭБУ, а оттуда поступает к вентилятору.

Техосмотр и выявление неисправности.

Лопасти вентилирующего устройства запускаются после прогрева до определенного значения. Этого не происходит в двух вариантах: ДВВ сломан (следует провести его тестирование и заменить), выход из строя вентилятора.

Для выявления причины неисправности нужно делать следующее:

  • Заставьте чувствительный термоэлемент заработать, сомкнув контакты вручную. При запуске лопастей потребуется замена.
  • Проверьте предохранитель на целостность. Он включен в цепь питания. Возможно, не придется отгонять машину в ремонт, тратить деньги на осмотр. Достаточно заменить предохранитель.
  • Убедитесь в целостности проводки.

В том случае, когда перечисленных поломок не выявлено, следует проверить термодатчик, скорее всего, проблема в нем.

Как проверить датчик включения вентилятора?

Чтобы произвести проверку на работоспособность, следуйте такой инструкции:

  1. Приготовьте ёмкость с глубиной, достаточной для погружения, термометр на 100 градусов, мультиметр, провода.
  2. Подсоедините концы двух проводов к измерителю и к термоэлементу.
  3. Наполните сосуд.
  4. Закрепите элемент сверху (для этого можно использовать нитки или что-либо еще) таким образом, что его металлическая часть была погружена. Проследите, чтобы прибор не прикасался к ёмкости, тепло должно передаваться только из окружающей среды.
  5. Осуществляйте нагрев постепенно, отслеживая температурные значения.
  6. Смыкание произойдет после достижения определенного уровня нагрева. Это будет означать, что дальнейшая эксплуатация тестируемого образца допустима.

Нужно добиваться соответствия параметров установленным на заводе. Если контакты замкнутся при другом параметре или не среагируют вообще, значит есть повреждения и требуется замена.

Проверка для ВАЗ 2110.

Проверяя собственное транспортное средство, помните, что необходимо учитывать температурные пределы, соответствующие установленным для вашего транспорта.

Вот номинальные данные для некоторых выпусков автомобилей “Волжского автомобильного завода”:

  1. Термоэлементы ВАЗ 2110 включаются при 92 °C, а выключаются при 87°C. Производители предлагают конструкции с другими номиналами, но для 2110 это вариант является более приемлемым. В процессе тестировании для этой модели транспорта следует проводить нагрев до 92°C, исправный образец — срабатывает.
  2. Защита от перегрева в ВАЗ 2109 действует по иной схеме. Уже при 88°C приоткрывается термостат и ОЖ начинает двигаться по кругу. Если t ° продолжает повышаться и достигает 90°C, запускается вентилятор. Он начинает работать на охлаждение. Контакты замыкаются при 90°C и размыкаются в среде более холодной, чем 90°C.
  3. Для ВАЗ 2114 включение инициируется при 102- 105°C, а выключение 85- 87°C. Приобретая новый измеритель, выбирайте аналог вышедшему из строя или ориентируйтесь на эти значения.

Заявленные параметры срабатывания обычно проставляют на самом элементе.

Проверка по соотношению сопротивления и температуры.

Проверить исправность можно, используя для нагрева электрочайник, а также мультиметр, включенный в режиме измерения сопротивления.

  1. Во время нагрева электрочайника рабочая часть датчика погружается в холодную воду.
  2. К прибору подключается мультиметр. Погружается термометр, способный измерять высокие температуры, после чего чайник включается.
  3. В процессе повышения t ° показания сопротивления на приборе будут уменьшаться.
  4. Нужно осуществить нагрев до номинального параметра активации термодатчика, теперь значение Ом на мультиметре должно соответствовать номинальному

Проверка без использования термометра.

Еще один способ позволяет произвести измерения без использования термометра.

  1. Нагревайте воду до закипания. При этом температура достигнет 95- 97 °C.
  2. Отметьте показатели Ом на мультиметре. Они должны соответствовать номинальным для температуры закипания. Отличие слишком большое — датчик подлежит замене.

Как определить, что ДВВ нуждается в замене?

Принято считать, что конструкция термодатчиков надежна из-за своей простоты. Но это не совсем так. Сбои могут быть вызваны нарушением градуировки, которая приводит к изменениям сопротивления и вызывает сбои в работе электронного блока.

Когда для регулировки запуска используется один датчик, то явным указанием на его неисправность является прекращение работы вентилятора.

Современные автомобили способны вывести информацию о неисправности на дисплей бортового компьютера. Однако, эти показатели не всегда означают, что пора осуществлять замену чувствительного элемента. Возможно, была повреждена проводка или окислились детали.

Эксплуатация поврежденного термодатчика в скором времени скажется на функционировании многих устройств: повысится расход топлива, повысится частота оборотов при холостом ходе, возникнет детонация. Вероятно, машина станет намного хуже заводиться после прогрева, может перегреться силовая установка.

Иногда, водители стремятся сэкономить и ее торопятся заменять запчасти. Такие действия могут привести к еще большим затратам, так как сбой одной из деталей неизбежно ведет к ухудшению состояния многих других. Лучше купить новую запчасть современно, чем потом, второпях решать еще более сложные проблемы.

Видео инструкции.

Представляет собой датчик включения вентилятора термочувствительный элемент, заключенный в корпус из сплава меди. Этот металл используется по причине того, что он способен хорошо проводить тепло, а также довольно быстро остывает. Устанавливается датчик в нижней или верхней части радиатора системы охлаждения. Зависит это от марки и модели автомобиля, а если точнее, то от типа используемого датчика.

Функции датчика вентилятора

Полезные свойства датчика включения электрического вентилятора сложно переоценить. Он автоматизирует работу системы охлаждения, позволяет включать дополнительный обдув без участия водителя. Для этого в корпусе установлен термочувствительный элемент, который реагирует на изменение температуры жидкости в системе. По сути датчик — это выключатель с нормально разомкнутыми контактами.

Можно провести сравнение с автоматическими выключателями, которые повсеместно используются для проведения электромонтажных работ в домах и на предприятиях. Их основа — это биметаллическая пластина, которая деформируется при нагреве. Аналогичная ситуация и в датчиках включения вентилятора: пластина выгибается под действием температуры. Когда она достигает определенного значения, контакты замыкаются, подавая напряжение в цепь питания электродвигателя вентилятора.

Вариант схемы включения без реле

Датчики на некоторых автомобилях, например датчик включения вентилятора ВАЗ 2108-21099, начиная с середины 90-х годов способны выдерживать большие токи коммутации. Контакты выключателя, установленного в корпусе, не пригорают, наличие искрового промежутка не наносит им вреда. Поэтому в целях экономии и упрощения используется схема включения безрелейного типа.

Цепь питания электровентилятора соединена с плюсовой клеммой аккумулятора постоянно. Все управление работой происходит при помощи соединения минусового провода. От «+» аккумулятора к блоку предохранителей идет провод. Далее он проходит через устройство защиты (плавкий предохранитель) и сразу же, без лишних коммутирующих устройств, соединяется с плюсовым выводом (красным) вентилятора. Минусовой провод электровентилятора (черный) соединяется через датчик включения с кузовом автомобиля.

Схема включения при помощи реле

Применение реле позволяет обезопасить контакты датчика от высоких токов коммутации, так как он используется только лишь для замыкания слаботочной цепи питания обмотки электромагнитного реле. Суть практически та же, что и в прошлой схеме, но внедрен один элемент — реле с нормально разомкнутыми контактами. Питание его катушки осуществлять лучше не от замка зажигания, а напрямую от аккумулятора, чтобы при сильном перегреве, даже при выключенном зажигании, произошел обдув, а температура упала до оптимального значения.

Если решите изменить схему включения, то вам нужно использовать провода черного и красного цвета, реле и разъем для него, термоусадочную трубку. Первым делом необходимо найти подходящее место для установки электромагнитного реле. Доступ к нему должен быть свободным, а провода — не касаться двигателя и подвижных элементов. С датчика провода подключаете к контактной группе реле. Один вывод с катушки соединяете с кузовом через датчик включения вентилятора охлаждения, а второй подключаете к плюсовой клемме. Установка завершена, все провода необходимо изолировать и стянуть пластиковыми хомутами.

Как проверить датчик?

Перед тем как проверить датчик включения вентилятора, необходимо узнать принцип его работы. Если в двух словах, то два вывода устройства при нагреве свыше того значения, которое указано на корпусе, замыкаются. Исходя из этого, можно сказать, что самый верный способ проверки — это нагревание чувствительной части корпуса. Для этого вам потребуется снять с радиатора датчик, очистить его от пыли и грязи, при необходимости привести в порядок выводы.

Для проверки используйте тестер. Можно применить как самый примитивный, сделанный из лампы накаливания и батарейки, так и более совершенный — мультиметр в режиме прозвонки цепи. Учтите, что нагрев открытым огнем осуществлять запрещено. Закипятите воду в небольшой емкости, соедините тестер с контактами датчика, опустите в кипяток чувствительную сторону элемента. Должно произойти замыкание контактов, вы увидите это: загорится лампа или запищит мультиметр. А если тестер показывает, что контакты замкнуты, до того как вы опустили датчик в воду, то дальнейшую проверку можно не проводить: он явно неисправен.

Проведение замены

Почти на всех автомобилях замена датчика включения вентилятора осуществляется по одной схеме. Правда, в некоторых нужно сливать всю жидкость из системы охлаждения, а в других достаточно только из расширительного бачка. Первые — это те, в которых датчик расположен в нижней части радиатора, вторые — в верхней. Если нужно слить всю жидкость, то не забывайте о том, что кран печки нужно открывать, чтобы не осталась в нижней части системы жидкость. Для удобства можно установить автомобиль так, чтобы его передняя часть была выше задней (в горку).

Когда избавитесь от жидкости, можно приступать к демонтажу старого датчика. Снимите провода, подключенные к нему. Затем, используя подходящий ключ, сорвите с места корпус. Дальше можно его выкрутить руками. Новый датчик закручиваете сначала вручную, под конец производите окончательную затяжку гаечным ключом. Чтобы избежать появления течи, можно применить ленту для резьбы. Она способна уплотнить соединение, жидкость уходить не будет. Затем устанавливаете провода и заливаете в систему антифриз.

Включение вентилятора с помощью кнопки

На любом автомобиле датчик может выйти из строя. Хорошо, если это произойдет в тот момент, когда двигатель не испытывает нагрузок. Но если поломка застала вас в пробке, то температура жидкости в системе начнет медленно повышаться, в итоге начнется процесс кипения. В таких случаях не остается ничего другого, как открывать полностью радиатор печки (особенно это «приятно» в жару) либо же соединять выводы вентилятора с аккумулятором.

Для подстраховки лучше всего установить в салоне дополнительную кнопку, при включении которой произойдет запуск электровентилятора. Вам нужно только проложить два провода от места, где находится датчик включения вентилятора, до предполагаемого места установки кнопки. Если у вас схема включения с использованием реле, то решение задачи сводится к тому, чтобы соединить два провода на одной стороне с выводами датчика, а на другой — с контактами выключателя. Если реле не установлено, то лучше переоборудовать схему и поставить его. Не стоит проводить коммутацию больших токов кнопкой.

Две скорости в вентиляторе: реализация

Ступенчатое изменение скорости вращения ротора электровентилятора применяется на некоторых автомобилях. Сделать подобное можно на любой машине, в которой не установлен принудительный обдув. Вам потребуется два датчика. Только разница температуры срабатывания должна быть несколько градусов. Например, при 92 градусах вентилятор должен медленно вращаться, а при 100 — включаться и работать на полную мощность. Но при реализации такого решения обратите внимание на то, что в нижней части радиатора температура минимальна.

Если внизу стоит датчик включения вентилятора радиатора с температурой срабатывания 95 градусов, то при модернизации можно систему дополнить, смонтировав рядом с ним такое же устройство, но его температура срабатывания должна быть на 5 градусов меньше. Чтобы не сверлить отверстия в радиаторе, можно провести монтаж в резиновый патрубок. Схема управления почти такая же, как и при релейном. Но за счет использования резистора (например, как в цепи питания вентилятора печки) можно уменьшить частоту вращения ротора электровентилятора.

Заключение

Вариантов модернизации включения вентилятора не так и много, но при эксплуатации автомобиля возникает необходимость в аварийном режиме. Поэтому монтаж кнопки в салоне оказывается полезным, причем не только в старых машинах, но и в современных. При проведении работ с электрооборудованием отключайте аккумуляторную батарею. Скорость вращения крыльчатки вентилятора большая, поэтому лучше дополнительно подстраховаться, установив между лопастями кусок деревянного бруска, чтобы не произошло случайное включение мотора.

Штатный датчик включения вентилятора предназначен для запуска реле в период, когда температурный режим жидкости, предназначенной для охлаждения работающего мотора, достигает определенных значений, при превышении которых двигатель будет перегреваться.

Часто начинающие автолюбители задают вопрос, где стоит датчик включения вентилятора автомобиля ВАЗ 2110, да и других легковых машин. Сообщаем, что такой прибор находится на радиаторе автомобиля. Это устройство не подлежит ремонту и замена датчика включения вентилятора при выходе его из строя – единственное решение.

На «десятке», впрочем, как и на многих других автомобилях с жидкостным охлаждением силовой установки для стабилизации уровня рабочей температуры мотора, применяется климатическая вентиляторная установка с электрическим приводом. Ввод вентилятора в рабочий режим, как и вывод его из этой позиции проходит в автоматическом режиме, а датчик включения вентилятора служит сигнальным устройством при аварийном превышении температурных значений.

Датчик включения вентилятора охлаждения в карбюраторных автомобилях

Если «десятка» оснащена мотором карбюраторного типа, то для выполнения функции предупреждения о перегреве силовой установки применяется датчик включения вентилятора охлаждения ТМ-108 термобиметаллического типа, в то время когда в инжекторах ВАЗ 2110 эти функции возложены на контроллер.

Если вентиляторной установкой «командует» датчик включения вентилятора, то его инициация напрямую связана с температурным режимом настройки этого прибора. Эту информацию можно получить, прочитав надписи на корпусе изделия.

По достижению температурных значений до критических показателей датчик включения вентилятора должен инициировать работу вентиляторной установки. Если это не происходит, следует искать не только, где находится датчик включения вентилятора, но и неисправность этого контрольного устройства.

Тест на функциональность прибора достаточно прост — необходимо только сделать замыкание контактов прибора и, если при его запуске вентиляторная установка сработает, то необходимо провести замену датчика включения вентилятора на исправный элемент.

Если при проведении этого теста вентиляторное устройство не включается, то требуется осуществить проверку годности предохранителя для дальнейшего применения и исправности подводящей проводки.

Эксплуатация вентилятора охлаждения в инжекторных автомобилях

Функционирование вентиляторной установки для охлаждения температуры в инжекторных моторах возлагается на контроллер мотора электронного типа. Его программное обеспечение настроено на срабатывание системы защиты двигателя от перегрева в диапазоне температур в пределах от 100 до 105 градусов Цельсия. В случае появления дефекта в эксплуатации датчика включения вентилятора ваз с инжектором контроллер «запоминает» код ошибки и при включенном моторе вентилятор начинает работать.

Однако существует отдельные прецеденты, когда электроника в виде контроллера на «читает» дефект и установка вентилятора может не начать функционировать по достижению экстремальных значений температурного режима, т.е. выше 105 градусов по Цельсию. Тогда для теста схемы и прибора требуется отсоединить контакт датчика включения вентилятора охлаждения при включенном моторе.

Если схема функционирует, то должно произойти включение вентиляторной установки и его выключение при обратном действии. Если схема не функционирует, то следует провести тест на годность предохранительного устройства и техническую готовность проводки и реле.

Быстрая проверка системы проводится следующим образом: перемыкаем два контакта реле вентиляторной установки. Если в этом положении изделие сработает, то, не рассоединяя реле с проводной колодкой, перемкнуть с помощью «контрольки» корпусную часть реле и его контакт. В этой позиции реле должно функционировать, как и вентиляторная установка, что означает неисправность контроллера или соединительного провода реле с контактом этого устройства.

При отсутствии звука инициации реле, вывод один – деталь требует замены. Если при замыкании выводов реле вентиляторная установка не начнет работать, необходимо протестировать предохранитель на целостность и подачу электропитания на клеммы вентиляторной установки. Если электропитание поступает на один контакт и отсутствует на другом, то это может свидетельствовать о дефектах ЭДГ вентиляторной установки.

Замена датчика включения вентилятора на «десятке»

Своевременная замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2110 проводится с использованием обыкновенного набора слесарных инструментов.

Порядок замены:

  1. Слить ОЖ с радиатора и обесточить датчик включения вентилятора.
  2. Демонтировать прибор из корпуса радиатора.
  3. Установить новое устройство с медным кольцом-уплотнителем.

Перед монтажом изделия к клеммам выводного контакта на датчике включения вентилятора ваз необходимо подсоединить клеммы мегомметра. Именно так тестируется функционал изделия.

Проконтролировать включение работающего изделия можно посредством нагретой воды, куда следует поместить датчик. При этом должно произойти замыкание контактных клемм прибора. При температурном режиме около 95 градусов Цельсия мегомметр должен показывать сопротивление изделия, что будет свидетельствовать об исправности изделия.

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.

Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле

Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.

Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.

ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.

Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора

В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:

  • Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
  • Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
  • Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).

Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.

Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:

  • Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
  • Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.

Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:

  • От 82 до 87 градусов;
  • От 87 до 92 градусов;
  • От 92 (94) до 99 градусов;
  • От 104 до 110 градусов.

В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.

ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.

Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.

Устройство и принцип действия воскового ДВВ

Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры. В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности. Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы. Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.

Работает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена. При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму. При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.

Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.

Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора

Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры. Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.

Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.

Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.

Устройство и принцип действия электронных ДВВ

Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.

Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры. Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором. Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.

Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора

От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.

Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.

Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.

При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агре

Оцените статью